французская гравюра XVIII в. из коллекции И.А.Репина
В октябре 2009г. в стенах филиала «Зарубежное искусство» Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина открываются выставки Гравюрного кабинета – нового экспозиционного зала, специально предназначенного для презентации графического собрания музея и его уникального гравюрного фонда – коллекции астраханского библиофила и мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908).
Выставка «Великолепный Версаль» впервые представляет французскую гравюру 18 в. и редкую книга из библиотеки И.А.Репина, ранее недоступные посетителям картинной галереи. Коллекция поступила в фонды АГКГ в 1926 г. из Губернской библиотеки. Астраханские любители искусства гравюры на протяжении всего периода бытования коллекции в стенах галереи неоднократно знакомились с драгоценным собранием И.А.Репина на тематических выставках. Темой настоящего выставочного проекта является всемирно известный памятник европейской культуры 17-18 столетий - дворцово-парковый ансамбль Версаль.
Строительство Версаля связано с блистательной эпохой «короля-солнца» - Людовика XIV(1638–1715). В этот период было предпринято издание гравюр со всех значительных произведений искусства из королевского собрания.
Репродукционные эстампы выпускались отдельными листами и большими альбомами, «увражами», воспроизводившими целые серии картин, рисунков или других произведений искусства. Традиция публикаций продолжилась в 18 в. в период Регентства (1715-1723) и правления Людовика XV(1710 - 1774). Подобным примером явилась серия гравюр «Версаль увековеченный» изданная в 1720 г. в Париже.
Этот замечательный памятник изначально задумывался как грандиозный 9 -томный увраж с сопроводительными текстами на французском и латыни. 500 эстампов, исполненных лучшими французскими художниками-граверами, должны были прославлять Версаль, увековеченный «говорящими чудесами зданий, садов, парков, статуй, бассейнов, картин, росписей…». 2-х томный комплект из фондов АГКГ им. П.М. Догадина включает тексты и 93 гравюры в четверть листа Авелина, Дюфло, Дюпюи, Фонбона, Флипара, Эриссе, Мари-Мадлен Ормель, Ренара, Симоно, Сурюга, Томассена и других мастеров.
Адрес: ул.Свердлова, 81.
Тел. 39-44-87/22-64-09
Круглый стол в АГКГ
10 июня 2009г. в малом фойе АГКГ прошел «Круглый стол», посвященный проблемам музеефикации б.д.М.А.Шелехова, переданного Картинной галерее в феврале этого года. Здание принадлежит числу выдающихся памятников астраханского зодчества рубежа 19- 20 столетия (предположительно, время строительства 1900-ые годы). Именно в этот период в Астрахани плодотворно работают мастера, разрабатывавшие архитектурно-декоративные приемы стилевого направления, получившего название «модерн». Благодаря творческим поискам Н.Н.Миловидова, В.Б.Варганека-Вальдовского, К.К.Домантовича и других известных астраханских зодчих в районах Косы, Б.Исад, набережных Канала и Кутума появились и до сего времени радуют глаз интересные образцы архитектуры нового стиля. Пластически сложные, изысканные и дерзкие, утонченные и брутальные, навевающие грезы о красивой и комфортной жизни, особняки астраханских купцов и промышленников, банковские конторы и дорогие магазины появились в начале 20столетия .на старинных астраханских улицах подобно диковинным цветам. Любопытно, что известная астраханская оранжерея Нюнина на Большой Демидовсксой (ул.Свердлова) так же построена в начале прошлого века в стиле модерн талантливым зодчим, учеником знаменитого Федора Лидваля, Николаем Николаевичем Миловидовым, оставившим потомкам богатое творческое наследие…
Большинство памятников эпохи, сооруженных в камне, уцелело, хотя и требует постоянной реставрационной заботы. Бывший дом Михаила Акимовича Шелехова на Красной Набережной, 45 наряду с соседними зданиями находится в парадной застройке северной набережной Кутума. Роскошную декорацию панорамы этого района составили фасады палаццо «в стиле Возрождения», «барочного» дворца, усадьбы в духе «московского классицизма» и других более ранних архитектурных жемчужин, включая усадьбу основателя Астраханской галереи – Павла Михайловича Догадина. Долгий период на территории памятника б.дом М.А.Шелехова располагалось лечебное учреждение и дальнейшее использование здания вместе с прилегающей территорией ставит целый ряд технических и санитарно-гигиенических проблем. Дом М.А.Шелехова является ценным культурным ресурсом нашего города, территория памятника сохранила приметы усадебной планировки, в центре двора располагается фонтан, украшенный скульптурной композицией, дворовый фасад венчает а гипсовая скульптура, прообразом которой в астраханской традиции считали дочь хозяина дома. Существует и другая версия, автором которой является журналист Марина Лазарева…
На заседании «Круглого стола» в Картинной галере шла речь о возможном решении проблем приспособления здания памятника под музейное учреждение с развитой дворовой структурой. Во дворе дома возможно организовывать детские праздники и молодежные акции, рядом набережная с ее обширным обзором – здесь будут проходить пленеры. Само здание наполниться посетителями экспозиций и выставок. Галерея остро нуждается в новых приспособленных площадях, освоить которые готова по последнему слову музейных технологий.
Специалисты галереи, астраханские реставраторы и строители, представители общественности высказались по вопросам сохранения и музеефикации памятника. Большой интерес вызвало сообщение краеведа и журналиста, члена АО Союза писателей Марины Лазаревой, глубоко исследующей тему астраханских Шелеховых. Вниманию участников собрания была представлена презентация уникальных фотодокументов из истории семьи М.А.Шелехова. Опыт проведения «Круглого стола» свидетельствует о живом интересе и участии общественности в судьбе культурного наследия нашего региона, остается надеяться, что соответствующие инстанции активно помогут нашему художественному музею вдохнуть новую жизнь в старые благородные формы прекрасного здания-памятника на берегу Кутума.
Р.А.Захарова, зав отделом зарубежного искусства АГКГ.
ОЗИ образовался в конце 1980-ых годов на основе собрания предметов искусства стран западной Европы, Азии и Востока из фондов АГКГ. В настоящее время экспозиция ОЗИ располагается в залах второго этажа служебного флигеля картинной галереи.
Собрание зарубежной живописи сложилось в 1918 – 1980-ые годы. Первые живописные произведения художников французской школы второй половины 19 в. поступили от основателя картинной галереи Павла Михайловича Догадина в 1918 г., в фондах АГКГ представлены также картины немецких, австрийских, итальянских мастеров 18-19в., ранее находившиеся в частных коллекциях рыбопромышленников Сапожниковых и представителя австрийской торговой миссии О. Я. Виблингера.
Посетители экспозиции отдела могут познакомиться с гравюрами из коллекции Ивана Акимовича Репина (1841-1908), которая составила самую значительную часть зарубежного собрания галереи (свыше 8 тысяч единиц хранения).
Это редкое и ценное собрание было щедро подарено библиофилом родному городу. Четвертую часть библиотеки И.А.Репина составляли книги по изящным искусствам и коллекция редких эстампов и гравюр 16-19вв. Большое внимание привлекают знаменитые портреты придворных английского короля Генриха 1V, выполненные в карандаше Гансом Гольбейном Младшим (1497-1543гг.) и награвированные в 18в. Франческо Бартолоцци (1727 – 1815 гг.). В коллекции присутствуют выдающиеся работы граверной мастерской Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640 гг.), Джованни Баттиста Пиранези (1707 – 1778 гг.) и многих других знаменитых старых европейских мастеров классической гравюры.
Небольшая коллекция графики представлена работами европейских художников 18-19 ст., выполненными в технике акварели, пастели и смешанных техниках. Украшением фонда являются редкие и ценные ламаистские иконы тибетского письма и графика китайских художников 19 в.
Основу коллекции Отто Яковлевича Виблингера составили произведения европейского искусства 17 – 19 вв. Коммерсант Виблингер увлекался также русской живописью – известно, что он заказывал работы самому Б. М. Кустодиеву и покупал картины астраханских художников. Наряду с тем в коллекции О. Я. Виблингера находилось большое число предметов искусства Востока и Азии. Уроженец Вены, он проживал в нашем городе в 1890 –1910-ые годы и за этот период собрал интересную коллекцию русской и западной живописи, восточного оружия и предметов быта, скульптуры, керамики и стекла европейского производства. Особый интерес вызывают жанровые полотна художника венской школы Ф.Томашу (1878-1843), работы немецких скульпторов, немецкие и чешские стеклянные сосуды17-19 вв., итальянские глиняные кувшины кустарного производства.
В 1929 году в фонды АГКГ поступила коллекция зарубежной керамики 18-19вв., переданная из ГМФ. Это французский, английский, немецкий, итальянский, датский фарфор и фаянс из русских дворянских собраний. Галерея обладает интересным предметным кругом тонкой керамики севрского производства и редкими изделиями мейсенской мануфактуры.
Отдел ведет активную исследовательскую и выставочную деятельность, популяризируя коллекции галереи и развивая творческие связи с современными зарубежными художниками. В последние десятилетия отдел зарубежного искусства осуществил несколько совместных проектов с отделом редкой книги ОНБ им. Крупской, выставляя редкие гравюры и книги из собрания И. А. Репина.
В перспективных планах Отдела – создание экспозиции декоративно-прикладного искусства стран Азии и Востока и гравюрного кабинета, где будут представлены самые ценные эстампы репинской коллекции и книжные раритеты.